Практикант практиканту рознь
- Виктория Чернова
- 18 дек. 2016 г.
- 3 мин. чтения

Пока большая часть студентов ВолГУ пишет модульные контрольные и сдает зачеты, студенты-журналисты четвертого курса трудятся в редакциях – с 10 декабря у нас началась вторая производственная практика. Благодаря удачно сложившимся обстоятельствам, я совмещаю практику с работой в газете «Областные вести» и интернет-портале VOLGOGRADRU». Оба СМИ возглавляет Тарас Евтушенко. За несколько десятков лет работы он видел огромное количество практикантов. «Контекст» решил узнать у мэтра волгоградской прессы, как изменились студенты-журналисты.
Виктория Чернова: Расскажите, сколько лет вы курируете практикантов и какие изменения в них произошли за последнее время?
Тарас Евтушенко: Я наблюдаю за практикантами более 20 лет, а именно курирую около 10. Не могу сказать, что студенты – журналисты сильно изменились за прошедшие 5 – 10 лет. Из года в год повторяется одна и та же история: приходят те, которые всем своим видом показывают, что им ничего не нужно и не интересно, и те, которые готовы ехать в глухую деревню из-за прорыва водопровода, чтобы показать себя. К сожалению, последних всегда меньше.
В.Ч.: Практиканты ведь всегда ошибаются, какие сложности они испытывают чаще всего? Каких навыков не хватает?
Т.Е.: Они не умеют общаться. Единицам удается находить общий язык почти с каждым человеком, а у большей части практикантов с этим большие проблемы. У меня и моих сокурсников таких сложностей не было. Когда я учился в университете (Тарас Евтушенко закончил Воронежский государственный университет – прим. автора), в рамках дисциплины «социальная психология» нас выгоняли на улицу и заставляли проводить опросы. Это происходило и в дождь, и в снег, и в жару. Преподаватель следил за нашим поведением, и уже в стенах ВУЗа рассказывал об ошибках. Тогда мне это не очень нравилось, а теперь я понимаю, насколько такие вещи были важны.
В.Ч.: А что вы скажите насчет качества текстов? Писать хуже не стали?
Т. Е.: Это стереотип. Обычно еще говорят, что интересные заголовки разучились придумывать. Понимаете, когда студенты приходят на практику, они почти все не умеют писать. Только кто-то все схватывает на лету, а кто-то вопреки всему начинает лид с цифры и использует слово «данный». Журналистика – это ремесло, ему почти каждый может научиться. Если студент до умопомрачения хочет писать, предположим, экономические статьи, то он будет их писать, и притом хорошо.
В.Ч.: Вы уже больше десяти лет сотрудничаете с Волгоградским государственным университетом, проходили ли у вас практику студенты из ВУЗов?
Т.Е.: Да, вашу кафедру я знаю хорошо. До сих пор помню один звездный состав практикантов: Саша Акулиничев, Юра Ворапаев, и Настя Радчук. Ко мне они пришли, уже будучи магистрами. Невероятно толковые ребята. Я тогда еще в «Волгоградской правде» работал. На тот момент в редакции существовал уговор: всех толковых практикантов сразу брать на работу. В итоге вся эта звездная делегация у нас и осталась. А если говорить о студентах с других городов, то в «Волгоградской правде» часто проходили практику ребята с Урала (предположительно, учащиеся Уральского федерального государственного университета – прим. автора). Уж не знаю, как их заносило в Волгоград, но со всеми заданиями они справлялись на твердую пятерку. Во многом гости с Урала были сильнее студентов ВолГУ. Печальная истина, но это так…
В.Ч.: Но давайте не будем о грустном. Скажите, считаете ли вы социальные сети полезным инструментом для начинающего журналиста?
Т.Е.: Без сомнения! Я не понимаю, почему молодые акулы пера не используют их по максимому. Видите что-то любопытное, так напишите об этом пару строк, выразите свое мнение – и с буквами подружитесь, и известность в профессиональном кругу обретете.
В.Ч.: Но посты в социальных сетях не назовешь полноценными публикациями…
Т.Е.: Вы правы, не назовешь. Но сейчас стать частью редакции гораздо проще, чем это было 40 лет назад. Поверьте мне! Раньше школьнику перед поступлением на журфак нужно было пройти огонь и медные трубы, чтобы где- то опубликоваться. Обычно народ прибивался к районным газетам и набирал портфолио там, печататься в областных изданиях почти никому не удавалось. А сейчас с распространением интернета появилось невероятное множество интернет-СМИ, где можно проявить себя. Я знаю многих руководителей именно интернет-изданий, они всегда готовы к сотрудничеству.
В.Ч.: Хорошо, а что вы скажете насчет чтения. Есть ли у вас какой-нибудь список книг, обязательных к прочтению?
Т.Е.: Как хорошо, что задали этот вопрос. Реальная проблема сегодняшних студентов – они мало читают. Буквально 20 лет назад мы поглощали прессу тоннами. А сейчас такого ажиотажа нет, и меня это расстраивает. У меня есть список современных СМИ, которые нужно читать всем не только для профессионального роста, но для расширения собственного кругозора: «Новая газета», «Сноб», «Слон» и «Эхо Москвы». Очень хороши сегодняшние деловые СМИ: «РБК», «Ведомости», «Известия». Но начинающим нужно делать упор все-таки на первую группу, где больше рассказов, историй, расследований. На стартовом этапе это полезней. Обязательно нужно читать современных публицистов: Латынина, Невзоров, Веллер, Белковский. Вы можете не согласиться с их позицией, но знать их стиль и слог необходимо.
Обращаясь к художественной литературе, юные журналисты должны сосредоточиться, в первую очередь, на рассказах. Я часто перечитываю Зощенко, Куприна, Чехова, Шолохова, Кольцова, Гиляровского, из зарубежных – Шоу и Твена. Особенно мне нравится произведение Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»…это гениально.
В.Ч.: Что вы скажете напоследок юным журналистам?
Т.Е.: Много читайте, учитесь общаться и будете настойчивее. Если перед вами с первого раза не открылась нужная дверь, то с 10-го раза она эта обязательно сделает.
Comments